Как гуру экселя перестроил процессы в ипотеке

2 июня в 18:31
6759
Поделиться в соц сети:

Герман Финк — о том, как таблицы помогают экономить 40 минут в день

В Альфе инновациями занимаются не только айтишники, но и те, кому вроде бы совсем не до этого. Например, Герман Финк, ведущий менеджер ипотечного кредитования Санкт-Петербурга. Герман — настоящий гуру Excel. С помощью таблиц он может автоматизировать всё что угодно: составляет умные списки, систематизирует большие объёмы данных, считает проценты и придумывает штуки, которые облегчают жизнь коллегам. Так он создал автоматическую опись кредитного досье, которая экономит каждому менеджеру по 40 минут в день. Теперь описью пользуются все ипотечные центры Альфы. Мы поговорили с Германом и узнали, как он её придумал, откуда берёт идеи и есть ли у него ипотека.

Excel и каждая минута на счету

На одной из прежних работ у меня был начальник, который требовал всё делать в Excel. Я научился, мне понравилось. Теперь у меня для всего есть таблички, которые мало кто поймёт: могу и страховку быстро посчитать, и первоначальный взнос, и какие-то личные дела структурировать. Если это сэкономит хотя бы 1 минуту, мне это подходит. Хотя, наверное, любой айтишник со мной поспорит и скажет, что есть программы удобнее.

Ипотека — не очень сложная сделка, но это вал бумажной работы. Справки о финансовом состоянии заёмщика, документы на квартиру, отчёт об оценке, материнский капитал… В перечне документов, которые могут быть использованы в сделке, — 60 позиций. Для каждого случая набор документов разный, он зависит от категории заёмщика и кредитной программы. Есть, например, ипотека по двум документам, а есть — с несколькими заёмщиками, брачным договором и материнским капиталом в придачу.

Для каждой сделки мы формируем досье, которое потом хранится в архиве. Там всё должно быть чётко, никаких ошибок. Раньше, чтобы его сформировать, менеджеры открывали этот список из 60 позиций и вручную по нему шли: тааак, паспорт — есть, СНИЛС — есть, контракт моряка — не нужен, свидетельство о браке — не нужно, и так далее. Это занимало минут 10-15. Однажды я подумал: зачем так мучаться, если можно сделать проще? Открыл Excel и за полчаса создал макрос — алгоритм, который выдаёт опись документов, необходимых для конкретной сделки, достаточно ввести категорию клиента и кредитную программу. А заодно распечатывает титульный лист для досье. На всё уходит минуты 3.

Показал коллегам — им понравилось. К моменту выдачи кредита досье готово, появляется время на общение с клиентами и на дополнительные 1-2 сделки в день. Мы сначала протестировали автоматическую опись у себя, внесли небольшие правки, а сейчас ею пользуются все ипотечные менеджеры Альфы в стране — а это больше 150 человек. По грубым подсчётам получается, что мы в банке можем проводить 6500 дополнительных сделок в месяц.

Криминалистика и раздвоение Санкт-Петербурга

Я никогда не мечтал о работе в финансах. По образованию я юрист. Когда после вуза друг позвал в банк в службу экономической безопасности, я согласился нехотя. А через пару месяцев я в душе крикнул: это именно то, что нужно. Сменил разные подразделения и 6 банков, пока не перешёл в Альфу.

Юрист во мне всё ещё жив: до сих пор читаю книги по криминалистике, люблю порядок и чёткость. Наверное, поэтому мне так нравится Excel. А ещё я хочу выучить один из языков программирования. Думаю, за этим будущее. При любой возможности нужно стремиться получить максимальный багаж знаний, потому что никогда не знаешь, где окажешься завтра.

Я всегда в фоновом режиме думаю, какие задачи можно упростить. Идеи не появляются из ниоткуда — они всегда есть, просто нужно определённое настроение, импульс. Однажды вечером я увидел, как руководитель ипотечного центра вручную сводит данные о кредитных сделках за день. «Боже мой, что ж вы столько времени тратите?!», — и создал аналитическую таблицу, которая автоматически всё структурирует. А потом в Санкт-Петербурге появился второй ипотечный центр, и я сделал общую таблицу: в одном файле можно увидеть все сделки города, на каком они этапе, сколько сделок в работе у каждого менеджера, сколько времени он на них тратит и так далее. Теперь без этой таблицы никуда. И если кто-то случайно что-то сломает — Герман, давай, чини.

Моё кредо — если сотрудник ничего не предлагает, значит, он не любит свою работу. Не погружён в неё душой и сердцем. Думаю, у любого человека появляются какие-то идеи, когда ему интересно то, чем он занимается. Хочется узнавать больше, учиться, менять и улучшать.

Ипотечный менеджер без ипотеки

Сам ипотеку никогда не брал. Но женился на девушке с ипотекой. Поэтому мне легко поставить себя на место клиента. Я уже по определённым признакам вижу, как чувствует себя человек, что ему понятно, а что — нет. Клиента надо любить и уважать. Если действовать как машина, он ничего не поймёт. И мы потратим больше времени и сил, чтобы объяснить процессы. Поэтому большинство клиентов на сделке спокойны: все вопросы мы решаем во время подготовки, а на сделке всё быстро и чётко.

Рецепт успеха — знание своей работы и психология. А ещё важно быть позитивным. Если унывать и ходить угрюмым, результата не будет. Мы в ипотеке всегда стараемся друг друга поддерживать, хохмить. Без юмора никак.